Династия строителей стальных магистралей

Бюст Ореста Вяземского на современной станции Вяземская / фото Ирины Дьячковой

Имя Ореста Полиеновича Вяземского, выдающегося изыскателя, строителя, оставившего после себя многие сотни километров железных дорог, хорошо известно жителям района. В его честь названа станция Вяземская. Но есть и малоизвестные факты, связанные с его семьёй, о которых мы сегодня расскажем.

На дорогу — по стопам отца
Орест Вяземский был родом из небогатой дворянской семьи. Родился в 1839 году. Примечательно, что отец Ореста Вяземского, Полиен Сергеевич, был инженером-путейцем и вышел в отставку в чине инженера-капитана строительного отряда (дороги тогда относились к военному ведомству). Сын избрал его путь. Кстати, позднее дети и внук самого Ореста Полиеновича продолжили его дело. Так что речь идёт об очень основательной династии.
Инженерная деятельность Ореста Вяземского, окончившего институт в 1858 году, началась с изысканий и строительства Волго-Донской железной дороги. А всего в его профессиональной деятельности было 16 железнодорожных направлений: он проводил изыскания в Центральной России, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Можно привести только один пример его работы по изысканию и строительству Уссурийской дороги. Её прокладывали в сложнейших условиях таёжной болотистой и безлюдной местности. К работе привлекали воинские подразделения, а также каторжан и ссыльных поселенцев. Нанимали также китайцев (до 15 тысяч) и японцев.
На этом посту инженер Вяземский просчитал все варианты и сократил трассу на 17 километров, соответственно уменьшив расходы на строительство, а это были колоссальные деньги –
более двух миллионов руб-лей! Он оказался хорошим организатором, под его руководством удавалось ежегодно укладывать в среднем по 118 километров колеи. Стройка закончилась на полгода раньше срока. За эту работу Орест Вяземский был награждён и отечественным орденом, и орденами китайского и японского императоров. Его именем были названы станция и город в Хабаровском крае, а для учащихся Хабаровского железнодорожного училища утверждена именная стипендия.
В 1900 году на Всемирной Парижской выставке экспонировались материалы по Транссибирской магистрали, и Орест Вяземский в числе других получил Золотую медаль и диплом. А также в Париже ему подарили большую серебряную карту России с золотой ниткой этой железной дороги.
За 50 лет верного служения профессии Вяземский в общей сложности провёл изыскания 13 тысяч километров для 16 железных дорог страны. Под его руководством было построено 42 тысячи километров новых линий.
Работали во славу России
Дело Ореста Полиеновича продолжил его сын Валериан Орестович. Он работал начальником 3-го Туркестанского участка постройки Оренбургско-Ташкентской железной дороги (1901-1911 годы), в течение пяти лет (с 1911 по 1916 год) руководил партией по изысканию железной дороги Ермолино – Нижний Новгород –
Сергач – Алатырь – Симбирск. За свои труды был награждён орденами Станислава II степени и Анны III степени и чином действительного статского советника. В 1918 году, защитив диссертацию, Валериан Орестович заведовал кафедрой в Петроградском институте инженеров путей сообщения.
Дочь Ореста Полиеновича Любовь Орестовна была первой русской женщиной, которая окончила в 1901 году Кембриджский университет. Всю жизнь она преподавала в Московском институте инженеров транспорта. В 1902 году учредила «Первое частное женское коммерческое училище Л.О. Вяземской в Москве». В 1908 году, по высочайшему разрешению императора, оно было преобразовано в «Частную женскую гимназию Л.О. Вяземской в Москве». Одновременно с работой в гимназии Любовь Орестовна поступила на физико-математический факультет Московского университета, который окончила в 1916 году (в возрасте 46 лет). В начале 1918 года она передала свою гимназию государству.
В 1924 году окончил железнодорожный институт и внук Ореста Полиеновича, тоже Орест. К сожалению, его задела машина сталинских репрессий. Несправедливо осуждённый за «вредительство» он был всё же досрочно освобождён в 1933 году, так как его знания и опыт потребовались на строительстве различных гидротехнических объектов. В частности, Орест Валерианович был главным инженером строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов на канале имени Москвы. Реабилитирован судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Узбекской ССР в 1957 году, награждён многими правительственными наградами.
Вот такое продолжение оказалось у Ореста Полиеновича Вяземского – инженера-изыскателя, стоявшего у истоков создания железнодорожной сети России.

По материалам Вяземского краеведческого музея имени Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *