Душа учителя – несметно богата…

В школе №20 прошёл творческий конкурс, посвященный Году педагога и наставника. Учителя в свободной форме изложили истории своего педагогического пути, современные взгляды на профессию. Победителем этого конкурса стала учительница русского языка и литературы Татьяна Васильевна Радчишина. Мы публикуем её эссе «Моя профессия — учитель».

Учитель! В каких только интонациях ни произносят сегодня это слово! Учитель! Какие только «комплименты» ни слышим мы порой!

А я вот, несмотря на все это, много лет (не будем уточнять) с гордостью произношу: «Я — учитель!». Не тьютор, не коуч, не наставник. УЧИТЕЛЬ!

Что натолкнуло меня сделать этот выбор? Кто повлиял на него? Когда я приняла это решение – стать учителем?

Может быть папа, имея семь классов образования («И два коридора», — шутил он), обожал С. Есенина и читал его наизусть при каждом удобном случае?

Может быть мама, 20 лет проработавшая заведующей детским садом №6, в котором я, школьница, на новогодних утренниках была постоянной Снегурочкой?

Может быть фильмы? Советские прекрасные фильмы про учителей (Мы смотрели их всей семьей. Сначала «Весна на Заречной улице», «Доживем до понедельника», потом «Большая перемена», «Уроки французского», «Розыгрыш»). Образы учителей в них потрясали меня своей искренностью, честностью, наивностью, интеллигентностью.

А может быть мои учителя? Да, с ними мне повезло. Строгие, но справедливые, они в совершенстве знали свой предмет и не просто знали, а любили и пытались эту любовь передать нам.

Может быть потому, что в моем детстве профессия учителя была в почете?

Первыми моими учениками были, конечно, куклы. Потом учила папу и маму выразительно читать стихи. В старших классах мои рассказы о Байроне, о Маяковском, чтение стихов слушали мои воображаемые ученики.

Ну и скажите, кем после всего перечисленного я могла стать?

«Я буду учителем!»- произнесла я на выпускном вечере папе и маме и отправилась в многолетнее плавание на своем непотопляемом школьном корабле.

Да, сколько штормов, бурь пришлось ему преодолеть, сколько рифов встретилось на его долгом пути.
Как кадры из замедленной кинопленки пробегают мои школьные годы.

Первый выпуск! Были еще, но эти первые! Кажется, не было места вокруг Вяземского, куда бы ни ходили мы в походы. А сколько литературных композиций, спектаклей было поставлено. Играли Пушкина, Цветаеву, Ахматову, рисовали декорации, а под рукой только ватман да краски. Но главное — желание.

Конечно, не все было гладко. Один Борька Г. чего стоил, но, когда попал в детскую колонию, не я, а мои ребята предложили делать ему передачки. Значит, не прошли даром беседы о добре, милосердии. Проросли зернышки. Прав был Д.И. Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Мелькают кадры один за другим. И пусть не все стали отличниками, пусть не все всё поняли по моим предметам, но даже если один, два — значит не зря! Значит, кто-то извлек уроки.

Поэтому готовишься, ищешь на просторах интернета что-то интересное, нетрадиционное, необычное, чтобы на уроке была особая атмосфера и сложились доверительные отношения.

Порой ворчишь на нехватку времени, сердишься на загруженность, злишься, что не все слышат… Но заходишь в класс, а они ждут. Отличники и двоечники, вежливые и грубые, честные и лгунишки — разные. Ждут: кто-то очередного открытия, а кто-то долгожданного звонка. Нет и не будет всех одинаковых и идеальных, как не бывает на море только штиля. А чего ты хотела?

Для себя я давно вывела формулу: все дети для меня равны. Не зависимо от их статуса, от благосостояния в семье, не зависимо от отношения к моим предметам — все ребята равны для меня, равны в оценивании их знаний. Даже если кто-то обидел, оскорбил – всем прощать и всё прощать! В подтверждении этого хочется привести слова В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Как было не запрыгать от радости, когда впервые за пять лет Сашка Соловьев прочел наизусть и что! Отрывок из «Онегина»! Да как! Значит, зацепил его Евгений. А Женя Масюк, который был не любитель читать, вдруг выдает такое про Обломова. Оказывается, нашел с ним что- то общее!

Вова Богомолов наконец-то правильно просклонял числительные. Умница!

Вера Шеркунова, Юля Кость –сколько терпения у девчонок было сидеть часами, корпеть над сочинениями, чтобы потом Татьяна Васильевна зачеркивала целые абзацы и править, править вместе. Зато потом слезы радости. Ура, наши работы лучшие!
Сколько их, Маш, Ирин, Максимов, Свет, Денисов было…

Мне отрадно, что мои ученики были призерами районных олимпиад, победителями всероссийских творческих конкурсов, неплохо сдавали экзамены. Гордость за ребенка в этот момент непередаваемая!

Да. Не всегда легко, приходится идти в ногу со временем, осваивать цифровые технологии, усваивать новые методики, внедрять новые формы и методы. Но, наверное, в этом и есть исключительность моей профессии. Учиться учась. Сын часто повторяет: «Мам, ну что ты все готовишься, покупаешь какие–то книжки, ты же за столько лет все уже выучить должна». Конечно, правила остались те же, тематика стихов Блока, Пушкина не поменялась, но дети. Каждый раз другие (взгляды, понятия, интересы). Другие читают книги, другие смотрят фильмы, играют в непонятные игры в телефоне. Поэтому стараешься приблизить к ним классику разыми способами, показать богатство русского языка, а уж возможностей для творческого полета сейчас много, только бы желание было.

А какая еще профессия может так держать в тонусе многие годы? Какая профессия может позволить подурачиться с детьми на природе, прослезиться от прослушанного стихотворения, от души посмеяться над анекдотом, может дать волю бурной фантазии? Какая профессия может дать столько позитива и заряда, что изобретение Эдисона отдыхает.

К сожалению, бывают и огорчения, бывают несправедливые упреки как от детей, так и от родителей. Бывает и зависть со стороны коллег, да, и от нее, родимой, никто не застрахован. Как тут не вспомнить строчки из Маяковского: «Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь…». Взбрыкнешь и вперед. Помня, что учитель — это не профессия, а образ жизни, и вопреки всему не хочется его менять.
Но все же хорошего больше. У меня дружные классы, творческие дети, понимающие родители, меня с улыбкой встречаю мои ученики. И честно, я никогда не жалела о своем выборе, поэтому я с уверенностью могу сказать – я счастливый человек!

Я надеюсь, что моему школьному кораблю предстоит еще долгое плавание, потому что он, к счастью, не «Титаник». Мой корабль еще не раз преодолеет девятый вал и обойдет рифы. А сил и терпения хватит! Вот в отпуске отдохну и вперед, к новым берегам, к новым свершениям, к новым открытиям!

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *