Как научить ребёнка петь

paratova.jpg

Учитель музыки высшей квалификационной категории Елена Паратова за свою почти двадцатилетнюю трудовую деятельность создала несколько выдающихся вокальных коллективов. О творческом пути и взглядах на современное музыкальное воспитание в нашем интервью.

— Елена Николаевна, с чего начиналось ваше знакомство с миром музыки?

— Я помню, как ещё в детском саду мечтала учиться музыке. Однако поступила я в Хабаровскую музыкальную школу №6 только в четвертом классе. Меня прослушали и определили сразу на третий курс обучения. Там мне посчастливилось работать с замечательным педагогом по фортепьяно Ириной Вячеславовной Лаврентьевой. До сих пор помню её слова: «Не получается — повтори двадцать раз». Именно столько сыграешь, споешь и действительно отрывок легко получается. Мой папа убегал из комнаты, но я эти двадцать раз выполняла дисциплинировано.

Я мечтала стать пианистом и долгие годы ежедневно репетировала. С вокалом познакомилась, будучи студенткой педагогического училища музыкального отделения. Даже тему для дипломной работы выбрала — как научить ребенка петь.

— Почему вы связали свою профессиональную деятельность с музыкой?

— У меня выбора не было. Я у мамы спрашивала — почему ты мне не подсказала, не предложила заняться чем-то другим? На что она отвечала: «Ты жила только музыкой и ничем больше».

Позже я окончила педагогический институт, получила высшее образование по направлению педагог-психолог, но не зацепила меня эта сфера. Сегодня полученные знания несомненно пригодились, но музыка — это мёд для моей души и работа, которую я люблю всем сердцем.

— Елена Николаевна, многие помнят сладкоголосые коллективы школы №20, которыми вы руководили в разные годы. Расскажите их истории.

— В школу №20 я пришла работать в 2002 году. Именно тогда мужа-военного перевели служить в вяземскую воинскую часть, я, не раздумывая, поехала за ним.

Первый вокальный коллектив в школе под моим руководством появился в тот же год, что и районный конкурс талантов «Звёздный дождь». Мы хотели принять в нём участие, поэтому стали прослушивать детей с разных классов. Первой группе вокалистов присвоили название «Семь нот». В ней занимались: Света Шабашная, Маша Путина, Юля Михайленко, Лена Ситникова и Юля Соловьева. Девчонки быстро спелись и на квинтет обратила внимание, тогда ещё работник Дома культуры — Татьяна Шабашная, она стала приглашать на различные районные концерты.

Девчонки выпустились из школы, и им на смену пришел молодой вокальный коллектив «Конфетти». Здесь пели: Наташа и Саша Карелины, Надя Филипцова, Софья Маралевская, Даша Горюнова. Сегодня в школе №20 создан хор детей и учителей. Его организатором стала директор школы Ирина Алексеева, мне доверили руководство творческим коллективом.

В 2014 году при Доме культуры «Радуга» создали одноименный вокальный коллектив, меня пригласили руководить им. На первый набор пришло много детей. В результате мы приняли двадцать три ребенка. Сегодня в этом коллективе занимаются двадцать два школьника в возрасте от 7 до 15 лет.

Все вокальные коллективы получали высокие награды районных, краевых конкурсов и даже международных. Из побед у вокалистов «Радуги» — гран-при Межрайонного фестиваля эстрадной песни и танца «Танцуй и пой». Наши дети становились лауреатами первой степени международного конкурса «Планета Мечты», международного конкурса-фестиваля «Планета Талантов». Неизменным остаётся и участие районного коллектива в таких значимых краевых и региональных конкурсах как «Дар», «Хрустальная нотка», «Юные дарования» («Тру-ля-ля и Ко») и многих других.

— Среди ваших воспитанников есть дуэт, сольные исполнители?

Когда распалось «Конфетти», то Дарья Горюнова продолжила петь сольно, радовать музыкальными номерами слушателей. Помимо наград в различных престижных краевых состязаниях талантов, Даша стала лауреатом второй степени в конкурсе ТТВ, который проходил в краевом дворце культуры и спорта «Русь». Там её заметили столичные специалисты.

Ещё мне посчастливилось создать уникальный дуэт «Твикс». Изначально пришла первоклашка Настя Прусс и заявила: «Елена Николаевна, возьмите меня петь»! Прослушав, я безоговорочно взяла её. Певучая, хорошо слышит музыку, да и к тому же голос необычный.

Спустя время, мы готовились к очередному конкурсу, и у Насти не получалась песня. Я предложила подыскать кого-то в помощь, чтобы было не так страшно одной выступать. Как раз в школе проходил конкурс «Голос», на котором пела Ксюша Кравцова. Она довольно хорошо себя показала, так и родился дуэт. Необычное название появилось тоже случайно. Кто-то невзначай заметил, что девчонки, как две палочки «Твикс».

Куда мы с ними только ни ездили, даже стали лауреатами первой степени престижного международного конкурса «Музыка и дети», который проходил в китайском городе Цзиси. Мы поехали, так сказать, на разведку — посмотреть уровень мастерства исполнителей, чтобы в 2020 году отправиться туда вместе с коллективом «Радуга». Девчонки по приезду ещё на этапе представления сразили наповал своей необыкновенной харизмой, открытостью, общительностью жителей Поднебесной. Потом их везде узнавали, фотографировались с ними. Помимо впечатляющего диплома в красной бархатной обложке, Насте и Ксюше подарили ленту победительниц в номинации «Леди вежливость». Юные вокалистки достигли больших успехов.

— Всем ли детям нужна музыка?

— Безусловно она важна для органичного развития. Работая в школе, понимаю, что программа больше направлена на слушание музыки, на теоретические знания, а пения не хватает. Ведь совместное исполнение песни — это дружба, оно объединяет людей, соединяет голоса воедино. Пение облагораживает человека, помогает в жизни, учит общительности. Не секрет, что пение помогает раскрепоститься.

— К каким необычным уловкам вы прибегаете на своих уроках, чтобы привлечь внимание юных слушателей?

— Недавно на уроке мы говорили об английском мюзикле, и я дала послушать отрывок на иностранном языке. Несмотря на то, что дети не понимали слов произведения, они смогли прочувствовать его настроение. Школьникам понравился такой опыт. Часто включаю на занятиях песни в исполнении их ровесников, к примеру, из популярного телевизионного шоу «Голос. Дети». Заметила, что такой репертуар гораздо ближе школьникам, они слушают его, как завороженные. Увлекаются дети, когда педагог сам играет на музыкальном инструменте — вам обеспечено стопроцентное внимание.

Был ещё такой интересный случай. Приходит на урок восьмой класс и просит: «давайте петь»! Согласилась и попросила самостоятельно выбрать песню. Они назвали одну из современных. Я включила её, в надежде прочувствовать, чем увлекаются современные дети. Это было нечто, но я не подала вида, что разочарована, ведь если какая-то музыка возникает, значит, для чего-то она необходима. Я предложила эту песню исполнить, но ничего не получилось. У класса возник вопрос — почему? Потому что текст непонятный и нет в нем смысла. Такие песни можно слушать в наушниках, про себя подпевая, но они не про дружбу, а значит, наверное, не про настоящую музыку.

— Часто на такие произведения от родителей можно услышать: «Что ты за ерунду там слушаешь, выключи немедленно»! Правильно ли такое отношение к музыке?

— Я уже говорила о том, что музыка нужна всякая, должен быть баланс. Такое поведение, на мой взгляд, неправильное, лучше своим примером показать, какую музыку нужно слушать и объяснить почему, сравнить. И если только ребенок сам придет к пониманию, тогда будет толк, а запрещать бессмысленно.

Своим воспитанникам я тоже стараюсь давать право выбора. У нас есть традиция, ездить в конце учебного года на Заимку. В этот раз мы решили провести мини-конкурс, ребята сами выбирают и разучивают любое произведение, а на базе отдыха устроим небольшое состязание.

— Что прекрасно в музыке, почему её любят от мала до велика?

— А куда без неё? Прежде, чем начать разучивать с детьми новую песню, я даю им послушать. Потом спрашиваю: «Понравилось?». Если да, то они споют хорошо, у них глазки сразу загораются. Возможно, понравилось, но исполнить сложно. Они усиленно тренируются, тянутся к этому прекрасному звучанию, особому чувству, ощущению искусства и причастности к нему.

— Бесспорно, что любой выход на сцену — это волнение. Как вы учите ребят с ним справляться?

— Сильное волнение для музыкальных исполнителей — это плохо, зажимаются связки, и звук идет другой. Заранее настраиваю детей. Говорю, что страх вам поможет. Первые минуты волнения перерастут в азарт, хороший адреналин. Конечно, чем чаще коллектив выходит на сцену, чем больше работает с настоящими микрофонами, тем лучше.

— В апреле вокальному коллективу «Радуга» присвоили звание образцового. Это серьезное звание и титанический труд.

— Действительно, в начале апреля мы подали заявку в краевое научно-образовательное творческое объединение культуры на присвоение нашему коллективу звания образцового. В районный Дом культуры приехали специалисты этого центра, для которых мы исполняли двенадцать различных произведений. Это был полноценный концерт продолжительностью час, со световым сопровождением, хорошим звуком и, конечно же, с костюмами. Присвоение этого звания — высокая планка, но мы уже знаем, как держать нужную высоту. В 2021-2022 учебном году Дом культуры распахнет свои двери для набора новых ребят в вокальный коллектив «Радуга». Все любители музыки в возрасте от 9 до 12 лет, внимательно следите в августе за обновлениями на сайте и в социальной сети инстаграм районного Дома культуры.

Беседовала Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *