Ударный фронт советской милиции

cenokoc.jpg
В современном обществе мы нередко слышим такие высказывания: «это не входит в мои обязанности», «мне за это не платят». А ведь не так далеко в историю ещё ушла та пора, когда люди работали на благо села, района, страны, не считаясь с личными интересами.

Такие времена хорошо помнит старший инспектор по работе с личным составом ОМВД по Вяземскому району, подполковник милиции Александр Афанасьев. И это не случайно, ведь, начиная с 1980-х годов, он и его сослуживцы — милиционеры становились героями газетных публикаций, поскольку были передовиками сенозаготовительных кампаний. Вот что о милицейской сенокосной бригаде писали в «Тихоокеанской звезде» от 16 июля 1983 года, автор — В. Головин: «В коллективе косарей отдела внутренних дел Вяземского райисполкома всего семь человек, но все они стремятся в период ударного месячника справиться с поставленной задачей.

Цель, считают в бригаде, вполне достижима. Потому что здесь работают профессионалы-умельцы. Не первый год Александр Афанасьев выезжает на луга. Если требуется, может работать на косилке, сесть в кабину гусеничного трактора, взять в руки звонкую косу, когда бригада выходит на неудобья. Или вот Виктор Антоненко. Так уж получилось, что судьба распорядилась быть ему на сенокосе поваром. А тут вдруг открылась у Виктора «смежная специальность». Вспоминают, как ставили первый стог. Как ни бились члены бригады, не получался он. Понаблюдал Антоненко за ребятами и говорит: «Да у вас основание стога неправильно сложено». «А ты покажи, как надо», — отозвался кто-то. Виктор показал. Сейчас, прежде чем ставить стог или скирду, непременно зовут Антоненко…».

Газетные статьи отражали лишь малую часть насыщенных трудовых будней косарей — милиционеров. Сегодня Александр Сергеевич Афанасьев, как старые кадры, перебирает в памяти события тех лет, с ностальгией говорит о людях, которые с ним работали: «Когда была объявлена первая продовольственная программа «Животноводство — ударный фронт», все трудовые коллективы помогали строящимся совхозам с заготовкой грубых кормов — сена и соломы.

Выезжали мы на поля между селом и посёлком Дормидонтовками в первых числах июня. Именно в это время в траве содержится большое количество каротина, что повышает жирность молока у коров. Техники первое время не было, вручную косили, сгребали и складывали сено в стога. Бригадиром у нас был Василий Милюков, комиссаром — Юрий Селивёрстов. Хорошо помню 1981 год. Два месяца — июнь и июль шли непрерывные дожди. Палатки, где мы жили, то и дело подтапливало. Но главная беда состояла в том, что накошенное сено стало пропадать. Кто-то подсказал пересыпать его солью, но это не помогло. Тогда мы стали сено вывозить, но ситуацию затрудняла вышедшая из берегов река Пашино, вода шла прямо через трассу. Мы пытались спасти хоть какую-то часть скошенного сена, клали его в сушилку, работавшую на генераторе. Но это была капля в море.

В тот год наша милицейская бригада вернулась с сенокоса 8-9 ноября, все ребята были простывшие, уставшие, но никто не жаловался и не высказывал недовольства. Потому что понимали, какую важную задачу выполняли. И ни одна корова в ту зиму не умерла с голоду, как это было не так давно в хозяйствах нашего района по причине того, что корма руководители попросту не заготовили. Мы уехали, а другие остались косить сухую траву, сою, чтобы хоть каким-то кормом обеспечить животных. Михаил Старченко возглавил эту сборную бригаду».

Слушая рассказ Александра Сергеевича, передо мной невольно стали возникать картинки того времени, о котором он говорил с трогательной ностальгией. Сейчас можно только вообразить, как 80 бригад самых разных коллективов района день за днём вкалывают на полях в зной и непогоду. На одном участке — работники Дормидонтовского лесозавода под руководством Николая Андрейчука, на другом — ребята из Гортопа вместе с бригадиром Юрием Капшуком, на третьем — ДРСУ с Владимиром Николаенко. За тонну накошенного сена бригаде выдавалась банка тушёнки (тогда она была дефицитной). А по ночам мужики работали на току, сушили и веяли зерно, чтобы заработать себе на продукты. Но утром все добросовестно снова выходили в поле.

«При этом и начальство у нас не оставалось в стороне, — вспоминает Александр Сергеевич, — нередко руководители отдела: Фёдор Васильевич Коптев, Валерий Захарович Ткаченко, Сергей Григорьевич Сидоренко, Николай Александрович Казымов лично приезжали на покос. Но не для того, чтобы покомандовать и постоять, подбоченившись, на пригорке, а активно влиться в наши ряды, взяв в руки косы, вилы и грабли. Приезжали и первые секретари партии, и инструкторы из края, всегда помогали, если требовалось: то с соляркой, то с техникой вопросы решали. Хорошо помню управляющего Дормидонтовского совхоза Петра Николусь, который был крестьянином до мозга костей и всегда давал дельные советы: где трава подошла, достаточно ли просохло сено.

Но основная работа, конечно, ложилась на плечи милицейской бригады. Василий Милюков у нас был знатным метателем. Михаила Спичака журналист краевой газеты назвал инженером стога. Талантливым механизатором был Пётр Орехов. Братья Милюковы, Николай и Василий, сами делали удобные деревянные грабли. В разные годы самоотверженно работали: Николай Фоминский, Александр Андреев, Андрей Щелкунов. Особые люди на покосе — это повара. Вкуснейшими борщами, салатами, охлаждёнными компотами встречали уставших косарей повара Нина Толмачёва и Вера Шевченко. Некоторая романтика была и в нашем полевом быту, обустроенном своими руками. Мы сделали на улице печь, умывальники, со временем устроили душ и для поваров к аккумулятору подключали даже телевизор.

С каждым годом план заготовки сена увеличивался, со временем с 60 тонн мы дошли до 200. Поэтому на помощь бригаде приходили солдаты срочной службы, которых направляла наша воинская часть. Ребята служили из Средней Азии, Туркменистана. Многое было для них в диковинку. У себя на малой родине они лишь хлопок убирали, а тут — сено, солома. Зато они хорошо переносили жару, только горячего чая много пили.

Пока одни сотрудники милиции трудились на полях, остальные работали в отделе, что называется, «за себя и за того парня». А преступность никогда не дремала. Порой ребята дежурили через сутки, и никто не показывал даже тени недовольства, потому что знали — товарищи на покосах выполняют не менее важную задачу».

Завершая разговор с Александ-ром Сергеевичем Афанасьевым, я узнала, что сам он выезжал на полевую страду 15 лет подряд, 10 из них был бригадиром. В 1981 году получил в награду памятный знак «За ударный труд на заготовке кормов», который на праздники с гордостью прикрепляет на мундир. Профессию тракториста он получил, когда учился в школе № 1, а специальность механика-водителя — в армии. Можно долго говорить о том, насколько разнится жизнь района тех лет и современности, но одно очевидно — тогда люди знали, что живут и трудятся не только ради собственной выгоды, а прежде всего для общего благополучия. Только в середине 1980-х годов у милицейской сенокосной бригады появилась техника: трактор, косилка, пресс-подборщик. До этого момента люди работали вручную, не жалея сил. Современники, нам есть у кого поучиться.

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *