Солдаты бронепоездов

parovoz.jpg
Два года назад я написала статью о своём отце, ветеране тыла в годы Великой Отечественной войны Рева Николае Ивановиче. Через день раздался звонок, и взволнованный мужской голос сбивчиво начал говорить, причём большая часть его высказываний оканчивалась вопросами. Вникнув в суть, я поняла, что вероятно это кто-то из родственников железнодорожников. Прочитав статью, мужчина возмущался, что не рассказала о тех, кто был на прифронтовых территориях. Человек, что звонил, был этим обижен. Голос выдавал. И этот голос не давал мне покоя. Человек помнит своего отца, может быть, держит в руках медали, ордена, а кто ещё помнит? А память требует: не забывайте нас, помните, берегите, передавайте детям, внукам. И я поняла, что должна поднять из памяти имена тех солдат-железнодорожников, которые водили бронепоезда в прифронтовых зонах.

С первых дней войны на долю советских железных дорог выпали тяжелые испытания. Из 54 дорог к концу 1941 года были оккупированы фашистами 20. А нужно было на восток эвакуировать целые заводы и население из фронтовых и прифронтовых районов, везти на запад, туда, где шли бои, солдат, боеприпасы, технику.

В Хабаровском локомотивном депо открыли литейный цех, где изготавливали броневую сталь. В короткое время покрыли бронёй паровоз ЭМ737-38. Такая работа проводилась во всех депо края. В марте 1943 г. для перевозки грузов на прифронтовых дорогах в Хабаровске была скомплектована колонна паровозов особого резерва № 46 в составе 35 локомотивов и 437 человек. Из Вяземского локомотивного депо зачислили опытных машинистов, помощников кочегаров. В их числе Я.Е. Бородатов, В.А. Тимощук, Ф.Г. Комлев, М.Я. Карпов, М.А. Михалин, Ф. Гребцов, В.П. Петров, В.М. Езерский, В. Ледов, А.И. Вечурко, А.П. Приходько, Л.И. Куля, Т. Молчанова, Мазарчук и другие. Командиром бригады был Я.Е. Бородатов. Кочегарами уехали на фронт шестнадцатилетние — А. Приходько, Н. Сабинина. Дальневосточные бронепоезда со своими экипажами 5 марта 1943 г. вышли из Хабаровска и прибыли в депо Острожки Юго-Восточной железной дороги. Колонна по распределению была направлена в депо Воронеж. На станции Касторная под бомбежками погибла бригада машиниста Михайлова. В то же время на станции Олегово погиб машинист Гребцов и ранены машинисты Михайлин и Кушко.

Паровозные колонны — это своеобразные передвижные депо. В каждой колонне имелись свои походные мастерские, материальные и продовольственные склады, столовая, баня, комплексные бригады по ремонту подвижного состава. В колоннах выделялись «боелетучки», состоящие из паровоза и 3-5 вагонов для срочной доставки боеприпасов к передовым линиям фронта. Машинист колонны был воином, на плечах которого лежала ответственность за поезд с грузом 2000 тонн, а этот груз — солдаты, боеприпасы, боевая техника.

В конце марта 1943 года колонну перебросили в депо Грязи. Во время заправки станция подверглась бомбёжке, но никто не оставил свои машины. На заправку бронепоезда давалось по норме 6 часов, а первый локомотив 730-43 машиниста А. Грищенко был готов через час сорок минут. Люди трудились с высокой ответственностью за своё дело.

Фронт уходил на запад, освобождались от фашистов города и сёла. Нужно было перевозить военные грузы, грузы для снабжения освобожденных территорий, вывозить раненых… Работали и жили бригады в сложных условиях. Летом — невыносимая жара, зимой — лютый холод от металла, постоянная тряска, ожидание бомбёжек. Но люди мужественно переносили невзгоды, рискуя жизнью, водили составы по прифронтовым дорогам. За 7 месяцев дальневосточная колонна побывала в депо Воронеж, Валуйки, Дебальцево, Старобельск, Купянск.

В октябре 1943 г. приказом наркома часть колонны была направлена на переброску войск из Прибалтики на Берлин. Эта работа была высоко оценена командованием фронта. Большая группа награждена орденами и медалями СССР. В их числе Нина Петровна Вечурко. В наградном листе отмечено: участвовала в боевых действиях с марта 1943 по сентябрь 1945 г. в составе паровозной колонны особого резерва НКПС № 46, рядовой-кочегар. Награждена Н.П. Вечурко медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», нагрудными знаками НКПС «Почётному железнодорожнику», «Отличный паровозник» и другие.

В июне 1945 г. дальневосточную колонну перевели в депо Улан-Удэ. Здесь началась работа по переброске войск для Забайкальского и Дальневосточных фронтов. Перевозили людей, военную технику. И только в 1945 г. после победы над Японией дальневосточная колонна, люди и поезда вернулись в свои родные депо.

Память о войне — горькая и гордая. Она жива в сердце ветерана, надевающего в День Победы боевые ордена, и в сердце мальчишки, застывшего в почётном карауле у Вечного огня.

Память — наше общее достояние. Она говорит нам: когда мы едины — мы непобедимы! И она, эта память, память о неисчислимых жертвах, страданиях, выпавших на долю страны, говорит нам — нет ничего дороже мира на Земле для каждого из нас, для страны, для всех живущих на планете.

Г.Н. Заря, ветеран труда Вяземского лесхоза-техникума, по материалам Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко, районной библиотеки и воспоминаниям земляков
Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *