"Добрый вечер, я — диспетчер"

ruban.jpg


На очередном заседании Собрания депутатов 27 июня было присвоено звание «Гордость Вяземского района» десяти жителям района. Среди них — диспетчер Вяземского МУП «Автотранспортный перевозчик» З.И. Рубан. Диспетчер автотранспортного предприятия — ключевое звено в организации перевозок пассажиров.

От правильности и четкости действий диспетчера зависит: выйдет ли автотранспорт на линию, по каким маршрутам отправится в путь. Диспетчер должен быть внимательным и организованным, стрессоустойчивым и доброжелательным, инициативным и находчивым. Всё это в полной мере присуще диспетчеру автотранспортного предприятия Зинаиде Рубан, которая более 50 лет своей жизни отдала родному предприятию.

— После окончания школы хотела поступить в авиатехникум, — рассказывает Зинаида Ивановна. — Но испугалась конкурса — 11 человек на место. В результате поступила в Омский автомобильно-дорожный техникум, по окончании которого в 1967 году приехала в Вяземский. Романтика позвала на Дальний Восток.

В службе эксплуатации Вяземского АТП молодого специалиста приняли на должность диспетчера. Далее пошёл карьерный рост: старший диспетчер, потом инженер по эксплуатации перевозок. В советские годы на автотранспортном предприятии трудились 358 человек, автомобильный парк состоял из 152 машин. Кроме пассажирского транспорта работал грузовой, а также спецавтомобили, которые обслуживали такие организации, как молзавод, хлебозавод, ПМК-468, ПМК-72, ДРСУ, кирзавод и многие другие. Диспетчерская служба состояла из 12 человек.

— Коллектив трудился в основном среднего возраста, — вспоминает Зинаида Ивановна. — Но много работало и молодёжи. На территории АТП находился учебный класс, где готовили водителей грузовых автомобилей. После армии парни возвращались на предприятие. Дефицита кадров не было.

В перестроечные 90-е годы у многих предприятий не стало денег для оплаты автомобильных услуг, сокращение коснулось и автотранспортного предприятия. В АТП прекратил работу грузовой транспорт, который оказался невостребованным. Сегодня на предприятии трудятся 59 человек, парк включает 25 машин, в том числе 17 автобусов.

— В основном занимаемся пассажирскими перевозками и дорожной деятельностью. Грейдируем дороги не только в городе, но и частично в районе, — рассказывает Зинаида, — чтобы автобусы могли ходить по маршрутам бесперебойно.

Диспетчер следит, чтобы своевременно вышел на линию транспорт, были закрыты все маршруты, пассажиры смогли выехать по своим делам. На линии могут возникать не зависящие от диспетчера обстоятельства (гололёд, туман, ливень, снегопад).

— Нестандартные ситуации — под строгим контролем хабаровских дорожных служб и ГИБДД, — отмечает Зинаида. — Только с их ведома закрываются маршруты, например, зимой во время сильных метелей, обильного снегопада: на сутки-двое, пока дорожники не приведут в порядок проезжую часть дороги. Безопасность пассажиров — превыше всего.

Наш разговор с диспетчером прерывают бесконечные звонки, кроме того, требуют внимания водители второй смены, которые получают путёвки, чтобы выйти на маршруты. Так, водитель Александр Кожухов получил путевой лист перед выездом на линию по маршруту № 1. Водитель Менгали Ярматов отправляется в рейс на Шумный, который по графику состоится в 15-10. Менгали Хусанович интересуется у диспетчера: «Пошёл ли на Шумный грейдер?». Получив утвердительный ответ, водитель уходит.

— Тяжёлые лесовозы постоянно разбивают дорогу на Шумный, — даёт мне пояснение диспетчер, — при обильных осадках она становится малопроходимой для автобуса. Для бесперебойной работы приходится посылать грейдер (водитель Сергей Маленко), проводить с утра грейдировку дорожного полотна.

Рабочий день диспетчера начинается в 5 утра, поэтому вставать приходится в 3-30. Это непросто. Работа требует кропотливости, строгого учёта. В основном, диспетчера — женщины. Для общительных и работоспособных людей лучше профессии и не придумаешь. Хотя на памяти Зинаиды было несколько молодых специалистов мужчин, которые потом быстро уходили из диспетчеров на более высокооплачиваемые должности. Сегодня в диспетчерском отделе трудятся два специалиста. Кроме З.И. Рубан, — инженер по организации перевозок К.А. Петряева. Современные технологии — реалии сегодняшнего времени. В работе помогают компьютеры, система «ГЛОНАС», которой оборудован автотранспорт. Он показывает, где находится машина в данный момент, с какой скоростью идёт, отслеживает все остановки и полностью работу транспорта на линии. В суточной ведомости контролируется заход и выход транспорта на линию, выполнение заданий.

— Я баловень судьбы, — отмечает Зинаида. — Мне повезло работать без серьёзных стрессов и нестандартных ситуаций. Зинаида Ивановна благодарна за доверие коллективу, который выдвинул её на звание «Гордость Вяземского района», но она спокойно относится к регалиям.

— Наше поколение было более активным, — считает диспетчер. — Мы были шустрыми, успевали не только на работе, но и всегда участвовали в общественной жизни. В молодости, — вспоминает Зинаида Ивановна, — работала секретарём комсомольской организации, потом партийной, далее председателем профкома. Более десяти лет избиралась депутатом районного Собрания депутатов, возглавляла комиссию по транспорту и связи. Прошла все ступени общественной деятельности.

Живёт Зинаида Ивановна в собственном доме, где немало забот требует огород в 17 соток. Кроме всего прочего, здесь растут её любимые сакура и багульник. — Яркие, красивые и поднимают настроение, — отмечает Зинаида. — Раньше я шила и вязала, сегодня главное увлечение — чтение. Люблю отдыхать с книгой в руках, предпочтение отдаю историческим романам. Например, сейчас читаю о жизни Ивана Грозного.

Она не скрывает свой возраст, и в 69 лет есть силы трудиться, а большой опыт помогает в работе. Хотя считает, что повышение пенсионного возраста — мера преждевременная, особенно, для мужчин.

Наталья Бельцова
Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *