Тернистый путь к своему гектару

zaharov290434.jpg

Одиннадцать обладателей «дальневосточного гектара», пожелавших взять землю на территории бывшего поселения Соболево, ждут помощи от местных властей. Единственная дорога, протяженностью около 10 километров, требует капитального ремонта. О проблеме говорим с одним из обладателей земли, вяземским предпринимателем Александром Захаровым.

— Александр Юрьевич, лично для вас чем привлекателен дальневосточный гектар?

— У нашей семьи в урочище Соболево оформлено 5 участков по программе ДВ гектара. На моём, отдельно стоящем гектаре уже развивается пасека. Недалеко оформлены смежные гектары на жену и детей. По освоению этой земли пока планы обдумываем. Но суждено им будет сбыться или нет, теперь зависит от того, сможем ли мы решить проблему с дорогой к нашим участкам из-за её аварийного состояния. И эта проблема касается 11 собственников, получивших здесь земли в безвозмездное пользование по государственной программе.

Более того, на территории рядом с владельцами ДВ гектаров находится как минимум десять участков с постройками, это пасеки, дачи. Дорогой, о которой сегодня идет речь, пользуются сотни вяземцев, в том числе, охотники, сборщики дикоросов. Эту же дорогу ежедневно эксплуатируют нефтяники, газовики, связисты, сельхозпроизводители, лесозаготовительное предприятие. У каждого из них мощная техника, в весеннюю распутицу она-то в основном и разбивает дорогу. Уже сейчас не каждый внедорожник проходит. Еще год-другой, и вовсе она станет непроезжей.

— Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, говоря о программе дальневосточного гектара, неоднократно обращал внимание на то, что, если подача заявок на получение гектара будет плотной, государство будет помогать в развитии инфраструктуры.

— В нашем случае мы не говорим об электрических или газовых сетях. Все удобства на улице, а генераторы под рукой. Наша проблема — дорога. В последний раз её ремонтировали в 2012 году, после окончания строительства нефтепровода. Как депутат городского Совета депутатов, этой проблемой я занимаюсь второй год, ко мне обращались люди. О состоянии дороги я говорил с министром по ДВ гектару Натальей Якутиной, она обещала посодействовать, но движения пока нет. Теперь этой дорогой я вынужден заниматься и как частное заинтересованное лицо.

Мы не можем добиться ремонта, прежде всего, потому что дорога бесхозная, не стоит на балансе. Ведём диалог с властью. О нашей проблеме знают в администрации района, там думают, как нам помочь.

Полтора года тому назад мы подали коллективное заявление в прокуратуру. Его подписали более 50 человек, охотники-любители, пчеловоды, дачники, в том числе, хабаровчане. Мы проводили опросы. Пообещали, что этим делом займутся, подадут в суд документы для того, чтобы определить собственника дороги.

При этом в Хабаровском крае продолжается инвентаризация дорог. По закону, не должно остаться неразделённых территорий. А пока мы пользуемся лебёдками. В прошлом году совместно с другими собственниками земли, дачниками, охотниками складывались. Купили 80 тонн вскрыши. Фермер Дмитрий Горюнов за свой счет вывозил материал. Но это сущая капля, на три глубоких ямы хватило. Прежде всего, нужно произвести дренажные работы, восстановить кюветы, произвести обрезку деревьев, которые в кюветах наросли. Её надо подсыпать, профилировать. Деньги, как вы понимаете, немалые. Нужна помощь государства. Нам в районе объясняют, что у администрации нет правовых оснований заниматься этой дорогой. Но, считаю, что настало время разобраться и помочь.

— Наверное, в этой ситуации можно говорить о дороге — как об инструменте. Либо он позволяет развивать бизнес, либо тормозит его развитие.

Согласен. Моя пасека оформлена как один из видов деятельности индивидуального предприятия. Она рассчитана на 150 пчелосемей, планирую расширять объемы. На других гектарах, оформленных на мою семью, возможно, решим заняться животноводством.

В данном случае развитию бизнеса на дальневосточном гектаре мешает именно состояние дороги. Я не могу загнать технику для расчистки участка от кочки и кустарника, буровую установку, чтобы скважину пробурить. Я не могу летом завезти пиломатериалы. Мог бы доставить на своём грузовичке, но он не проезжает. Приходится отдавать деньги за ЗИЛ или КАМАЗ. В итоге замкнутый круг. Большегрузная техника, которая доставляет мне стройматериалы, бьёт нашу дорогу. Парадокс.

Освоение земли на гектаре — это колоссальная работа. Участки запущенные. Много средств и сил уйдёт на приведение их в порядок.

Мы готовы собрать инициативную группу или создать общественную организацию, как держатели гектара, войти в программы для привлечения денег. Но сначала нужно определить собственника дороги. Тогда с ним говорить мы сами сможем о её ремонте.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *