От могучей тайги — наши корни и сила

tiger-snow1.jpg

В настоящее время мало что осталось от той заповедной нетронутой тайги, где от чистого воздуха кружилась голова, а из каждого ручья можно было смело пить воду. Ту тайгу мы неумолимо теряем, не глядя, бросаем под гусеницы цивилизации. Об этом и многом другом рассказывает почетный работник охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края, старший государственный инспектор по охране животного мира и ООПТ — начальник южной оперативной инспекции КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ» Хабаровского края Анатолий Дмитриевич Степных.

Избы охотников — вне закона

— Тайгу раздали в аренду, по сути, в частные руки: на 49 лет — аренда лесного хозяйства и на 25 лет — аренда охотничьего хозяйства. Получается, что на одной и той же земле работают разные ведомства. Возникает противоречие интересов.

Для того, чтобы охотхозяйству получить право на заготовку древесины, необходимо пройти сложные процедуры, так как она отдана в аренду арендаторам лесных участков. Сегодня охотник в тайге бесправен, он не может для себя построить жильё, так как это входит в противоречие с Лесным кодексом. Не может на законных основаниях заготовить дрова, даже из сухостоя и валежника. Та же ситуация с биологическими водными ресурсами. Находясь в охотничьих угодьях, у охотника нет права поймать рыбу — ленка или хариуса, это лицензионная деятельность, и на всё надо получить разрешение. Таким образом — избы охотников в угодьях — вне закона.

На территории района есть парк «Вяземский», в котором ограничена деятельность человека. Например, если охотник захочет покушать и разведёт костёр, я его за это по закону могут оштрафовать.

Или другой пример, в районе им. Лазо деляны для заготовки дров выделяются на другом берегу реки, через которую нет моста. По федеральному закону те, кто едут на деляну и обратно через реку, платят штрафы. Получается, отвели деляну, человек едет за дровами, а по закону — он нарушитель. И таких примеров много, считаю, что это недоработки нашего законодательства.

Изюбря и косулю — в Красную Книгу

На территории Вяземского района в службе охотнадзора работают три охотинспектора и водитель. С начала года службой вскрыто 50 случаев нарушений правил охоты, оформлено 50 протоколов.

Из семи случаев незаконной добычи охотничьих ресурсов два — это отстрелы изюбря. Ущерб охотничьему хозяйству возмещён. Так, житель Приморья гр. Ш. заплатил штраф за незаконную добычу изю-бря в размере 105 тысяч рублей, а житель Вяземского гр. Г. заплатил штраф — 176 тысяч рублей.

Вызывает озабоченность состояние популяции охотничьих ресурсов, особенно, копытных (косули, изюбря, кабана). Если говорить о кабанах, то охотпользователями района выделено 130 путёвок на отстрел диких свиней. Причём они отчитались, что численность популяции кабанов составляет 1500-1600 особей. По моему мнению, их поголовье в десятки раз меньше. Это связано с тем, что два прошлых сезона 2015-2016 годов в тайге была бескормица, кабан не размножался. Часто бывая в тайге, я практически не встречал кабана-сеголетки. Зато популяция тигров значительно подросла. На мой взгляд, на изюбря и косулю надо не охоту открывать, а пора заносить их в Красную Книгу.

Большой ошибкой стало то, что, по сути, государственное имущество отдали в аренду охотпользователям и дали им полное право проводить учётные работы, ни с кем их не согласовывая. Министерство природных ресурсов края полностью сняло с себя обязанности по осуществлению контроля за пользователями по проведению учётных работ по численности копытных и других животных. Пользователи завышают численность животных, чтобы увеличить лимиты. Также ими слабо ведутся работы по воспроизводству и биотехнические мероприятия по увеличению поголовья копытных.

Тигр съел человека

В связи с тем, что резко сократилась популяция копытных, стали чаще возникать проблемы взаимодействия человека с крупными хищниками, в частности, с тигром. Так, в Бикине недавно тигр съел человека. И эта проблема будет нарастать, так как численность копытных в лесу низка, а охота на кабана второй год ведётся безлимитная. Сколько запрашивается разрешений на отстрел, столько и даётся. А кабан — основной корм тигра.

По поводу гибели человека есть информация в Интернете, я с ней согласен. Действительно, СМИ Приморья сообщают: « В Хабаровском крае проводится проверка по факту обнаружения в тайге тела мужчины, который собирал кедровые шишки. По предварительным данным, 28 октября из г. Бикина в тайгу отправился 43-летний мужчина собирать кедровые шишки. 30 октября в 23 км от села Бойцово обнаружено его тело. Мужчина стал жертвой нападения дикого зверя. По данному факту следственными органами следственного комитета по Хабаровскому краю проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

По словам специалистов, характер травм говорит о том, что их нанёс тигр. Хищника планируют изловить. — Сейчас первоочередная задача — изъять хищника из природы и разобраться в случившемся, — заявил ТАСС директор центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. По его словам, агрессию со стороны тигра могло вызвать желание отомстить. — Обычно агрессивное поведение животного связано с ранениями, полученными от человека. То есть, раненый тигр может мстить и даже нападать на людей спустя время, к сожалению, иногда не разбирая, тот ли это человек, — добавил Арамилев».

Я согласен с Арамилевым, что причиной нападения на человека могло быть ранение и месть тигра, но основная причина, что животное начинает проявлять нездоровый интерес к человеку — нехватка кормов. От недоедания тигр слабеет, начинают развиваться болезни, и зверь ведёт себя неадекватно. Вспомните недавний случай выхода тигра на трассу, когда он бросался на проезжающие машины.

По последним учётным данным, в Хабаровском крае сегодня — более 90 голов тигра, специалисты-охотоведы считают, что из них 10-12 тигров обитают в Вяземском районе. Причём, дикая кошка подвержена миграции и переходит из нашего района в Лазовский, а на юге — в Бикинский район. Бескормица заставляет зверя двигаться вслед за добычей, хотя при достаточной кормовой базе тигр довольно ленивый зверь.

По Вяземскому району в этом году отмечено три случая подхода тигра к населённым пунктам (Забайкальское, Венюково, Шереметьево) и имели место контактные встречи с людьми, пока обошлось без происшествий. С начала года, как установлено специалистами, в Бикинском районе — отошли четыре головы тигра (убиты, задавлены поездом и т. д.).

Хочу обратиться к населению и охотникам, чтобы вели себя в лесу осторожно. Также необходимо помнить, что уссурийский тигр — краснокнижное животное и охраняется законом. За незаконный отстрел дикой кошки — штраф 2 млн. рублей и уголовная ответственность.

Страшнее тигра — бурый медведь

Численность медведя в районе достаточно высока. Это не менее 60-90 голов гималайских медведей и значительно меньше — бурых. Вес «буряков» достигает иногда 500 кг и более.

В районе ключей Топографический, Изюбриный, а также 3,4 и 5 Подхорёнок живёт крупный бурый медведь, который в 2015 году, защищая свою добычу, задавил жителя Вяземского (нашумевший случай, о котором писали в газете). В данных урочищах зверь представляет опасность.

Я считал, что он не переживёт голодную зиму прошлого года, так как зверь не впадал в спячку. Однако этот медведь всю зиму ходил следом за тигром, доедал остатки его добычи, отгоняя от неё кошку. Этот самец разрушил берлогу в дупле и съел не менее одного гималайского медведя (этот случай зафиксирован мною).

Крупный медведь страшнее и коварнее тигра, может нападать из-за укрытия или идти по следу и напасть сзади. Причём, если он захочет напасть, то ни оружие, ничто не поможет. Тигр более осторожен и обычно от человека уходит.

Наша тайга — легкие планеты

Из-за интенсивного освоения леса человеком, численность охотничьих ресурсов резко сокращается. Идёт полная вырубка лесов, в том числе, дуба. Истощается кормовая база копытных, уменьшается численность копытных в тайге.

Реки мелеют, уровень воды в них падает. Всё лето шли дожди, а воды в реках мало. Есть такое мнение, что тайга — хранительница здоровья земли, её зелёные лёгкие. А наша дальневосточная тайга — это лёгкие США. И если мы продолжим вырубать леса, это негативно скажется не только на нас, но и на Америке. «Я бы на месте Трампа, срочно подружился с Путиным», — шутит Анатолий Степных.

Скупают за бесценок дикоросы

В советское время охотхозяйства, которые занимались комплексным освоением лесных ресурсов, вели заготовку дикоросов. Одного берёзового сока заготавливалось 500 тонн, папоротника — 120 тонн, ягоды — до 120 тонн, лекарственно-технического сырья (аралии, элеутерококка) — до 80 тонн и до 300 тонн ежегодно заготавливали мёда. Всё это перерабатывалось и было востребовано. Эти организации давали рабочие места, население производило экологически чистую продукцию. Причём, отрасль была самоокупаемой и высокорентабельной.

Сегодня у людей нет занятости. Они имеют право ходить в лес и собирать кедровые шишки в пределах установленных норм. В районе есть спекулянты, которые за бесценок скупают кедровый орех и другие дикоросы. Они не облагаются налогами, так как действуют нелегально. И никто всерьез не занимается этой проблемой.

Остались без рыбы

В этом году из-за браконьерского вылова лосося без рыбы остались рыбаки Хабаровского края. Крупные рыболовецкие предприятия перегородили сетями реки, из-за чего рыба не дошла до поселений и хуже того — до нерестилищ. Приезжие «варяги» с запада получают квоты и лицензии, берут такие объёмы, которые местным рыбакам и не снились. Дальневосточная рыба уходит вагонами в западном направлении, и её там продают дешевле, чем в Хабаровском крае. А местное население остаётся без пропитания, особенно, в северных районах. Зачем устраивать недовольство народа, умышленно уничтожая поголовье лососёвых?

Помимо того, что страдают люди, не хватает корма хищникам. Так для медведей — рыба осенью — один из источников накопления жировых запасов на зиму. Не хватает в тайге корма — хищники идут к людям.

Исчезает все живое вокруг

Большое беспокойство вызывают пожары в тайге. Некоторые несознательные граждане выжигают траву, пускают неконтролируемые палы, которые мы наблюдаем каждый год осенью, особенно много их бывает вдоль железной дороги и федеральной трассы. Гибнут флора и фауна, пропадают места выгула косули. Исчезают грибы и ягоды, погибают мышевидные, колонок, рябчик, фазан. Страдают и природа, и человек. Скоро вокруг нас не останется ничего живого. Законодательство в этом плане должно быть более строгим, за пожоги — наказывать рублём. Кроме того, необходимо со школьной скамьи воспитывать у ребёнка бережное отношение к природе.

Материал подготовила Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *