Свои чужие дети

rassvet.jpg

Недавно довелось случайно услышать разговор двух мамочек — молодой и умудренной опытом: «Врачи говорят, что у нас с мужем детей не будет, — рассказывает первая, — и мы оба уже вроде бы готовы взять ребенка из детского дома, но не знаем с чего начать. Слышала, теперь какие-то курсы проходят». «Ты знаешь, — успокаивает собеседницу женщина постарше, — у нас есть специальная служба, которая этим занимается. Одни мои знакомые прошли там обучение. Им помогли не только ребеночка найти, но и оформить все документы».

Возвращать стали реже

Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей работает в нашем районе вот уже четвертый год. «Но даже за такой короткий отрезок времени, — признается ее руководитель Марина Ивановна Орлюк,- можно судить об эффективности нашей работы. Например, в нынешнем году из 26 детей, прибывших в детский дом села Отрадного, 22 ребенка уже находятся в приемных семьях. Когда служба только начинала работать (в марте 2012 г.), в Отрадненском детском доме на протяжении нескольких лет жили по 10-12 одних и тех же детей. Сейчас у нас только один мальчик воспитывается три года, остальных забирают буквально в течение месяца — двух. В этом заслуга слаженной совместной деятельности нашей службы и органов опеки. Да и число возвратов детей сократилось в разы: с шести ребят в 2013 г. до двух в 2014 г. и одного в 2015 г.

За все время существования службы 160 семей Вяземского района прошли у нас обучение, но не все из них сразу взяли в свои семьи детей. Кому-то понадобилось время для того, чтобы решиться на этот серьезный, а главное, ответственный шаг».

Отогреть душу непросто

Нашему корреспонденту удалось поговорить с одной из приемных мам Маргаритой, которая на протяжении двух лет взвешивала все «за» и «против» перед тем, как стать приемной мамой.

«Во-первых, я должна была убедиться, что на 100% морально готова к появлению в семье приемного ребенка, — признается она, — а во-вторых, для меня было важно почувствовать — это мое дитя. Изначально мы с мужем хотели взять одну девочку. Ребенка нам активно помогали искать специалисты районной службы сопровождения, органов опеки района. Порой часами приходилось сидеть на сайтах в интернете. Но радость случилась в январе этого года, раздался неожиданный телефонный звонок, на другом конце провода сообщили: кажется, мы нашли для вас двух подходящих девочек. Сначала охватила паника, ведь настраивались на одного ребенка. Но в то время, пока принимали решение, я увидела сон, будто ко мне пришла старшая девочка и говорит: «Мама, ты только забери нас». Сомнений не осталось, тем более, что мужу к сердцу пришлась старшая Стеша, а мне — младшая Марьяна, она даже похожа на меня. Хотелось скорее их увидеть, но Степанида заболела, и поэтому к детям какое-то время нас не пускали. Потом произошла долгожданная встреча, стало понятно: назад дороги нет.

Сейчас девчонки уже более или менее освоились. Поначалу трудновато приходилось: Стеше пять лет, она оказалась девочкой своенравной, проявляла капризный характер. Порой не хотела убирать игрушки или ложиться спать и требовала, чтобы ее забрала другая мама. Но и здесь нам на помощь пришли специалисты службы сопровождения приемных семей — Наталья Николаевна Зотова и Наталья Геннадьевна Розвезева.

Как опытные психологи, они поговорили отдельно со мной, объяснив, что мы, родители, должны быть терпеливыми, ведь отпечаток с души ребенка, жившего в неблагополучной среде, вывести не так просто, на это требуется много времени и сил. Доверительным получился разговор у специалистов и с маленькой Стешей. «Ты счастливая девочка, — объясняли они ей, — потому что у тебя есть две мамы. Одна (родная) далеко и пока не может забрать вас с сестренкой, а мама Рита рядом, и когда ты капризничаешь, она огорчается». После этих бесед у нас понемногу все стало налаживаться: девочки старательно учатся писать, читать, помогают по дому. Вот что значит, вовремя получить поддержку специалиста. Мы это оценили».

Простить и не предать

Одним из важных моментов, на которые обращают внимание педагоги службы, преподавая курсы для приемных мам и пап, это «трудное» поведение детей. Особенно непросто справляться с подростками. «Даже если ребенок воспитывается в приемной семье с малых лет, у него в подростковом возрасте, скорее всего, возникнут проблемы, — говорит социальный педагог Наталья Николаевна Зотова, — только вот многие забывают о том, что сложности бывают у родителей не только с приемными, но и родными детьми, когда у тех начинается переходный возраст. Разница лишь в том, что родного сына или дочь не отправишь с глаз долой из сердца вон, а приемного можно сдать обратно, если он вдруг стал приносить лишние хлопоты. Когда люди до конца не уверены, что смогут со всем этим справиться, мы советуем не торопиться с принятием ребенка в семью, чтобы не наносить травм детям и без того хлебнувшим в жизни, да и себя оградить от лишних забот».

Но отрадно, что у нас в районе добрых и терпеливых опекунов все же больше, чем слабых духом. В этом году был случай, когда приемный сын — подросток сбежал из дома. Как потом выяснилось, у него возникли разногласия с друзьями в школе, и парень решил найти поддержку у своих старых товарищей, живущих в Бикинском районе. Когда мама забрала его, мальчишка был уверен, что он вернется обратно в детдом. Склонив голову до колен, пролепетал: «Мне вещи собирать?». Но мама с дрожащими нотками в голосе произнесла: «Никуда я тебя не отпущу, хотя от наказания не уйдешь». Надо было видеть в тот момент лицо ребенка: оно вытянулось от изумления. Мальчик никак не ожидал, что мама будет за него бороться и не предаст. Сейчас парень вернулся к прежней жизни, а от неурядиц со сверстниками не осталось и следа.

Не секрет, что в обществе бытует мнение: если ребенка оставили родители — алкоголики (или их лишили прав на него), значит, они «наградили» его, так называемыми, «плохими» генами. И дитя впоследствии обязательно что-нибудь этакое да вытворит: напьется, украдет, опозорит. По словам специалистов службы сопровождения, вероятность того, что ребенок пойдет по стопам кровных родителей есть, но она не настолько велика. Ведь случается и у вполне благополучных мам и пап чада пускаются во все тяжкие: становятся наркоманами, попадают в места не столь отдаленные. Главное, чтобы общепринятые предрассудки не превращались в навязчивую идею.

Так случилось в одной из приемных семей нашего района. Мама заподозрила 12-летнюю девочку, которую взяла на попечение, в краже чужой вещи, даже не разобравшись, так ли это на самом деле. Дочь обиделась на ложные обвинения и без объяснений вернулась в детский дом. Специалисты службы сопровождения приемных семей рассказали маме, что чужую вещь ее дочка взяла с разрешения владельца на время. Поняв свою ошибку, женщина призналась в своем заблуждении и уговорила девочку вернуться домой.

Приносящие рассвет

«В приемной семье нередко возникает множество самых разных проблем, — рассказывает социальный педагог Наталья Геннадьевна Розвезева, — но важно решить их с минимальным ущербом, как для детей, так и для родителей. А это можно сделать, только учась на чужих ошибках, обмениваясь опытом. Именно поэтому мы решили создать для наших подопечных свой клуб и назвали его «Приносящие рассвет». Этот эпитет характеризует приемных мам и пап, которые взяли на себя ответственность дарить обездоленным детям частичку тепла домашнего очага и родительской любви.

Заседания клуба всегда проходят оживленно, причем мы не привязываемся к конкретному месту: иногда выезжаем в села, так как много приемных семей живут в сельской местности, приглашаем родителей порой вместе с детьми в детский дом, Дом культуры села Отрадного, собираемся в молодежном центре. Любой конфликт, который возникает между людьми, можно решить, только обсудив проблему: в чем причины, какие могут быть последствия, и что предпринять для ее решения.

На заседаниях клуба мы проигрываем всевозможные жизненные ситуации, которые могут возникнуть в семье, и разные их исходы. Например, ребенок солгал. Что будет, если он не признается? Дети вместе с родителями инсценируют возможные последствия — за него может пострадать кто-то другой (сестра или брат), его уличат и строго накажут. А может все повернуться и по-другому в том случае, когда дитя сознается и раскается в своем поступке. И снова есть версия: с ним поговорят, и ребенок пообещает больше такого не повторять. Все это родители и ребята обыгрывают мастерски, порой шуточно, а иногда так вживаются в роли, что, кажется, все происходит на самом деле. Но главное, прописные истины о том, что такое хорошо, а что такое плохо, откладывается в головах и сердцах и тех, и других.

Помимо игровых тренингов у нас всегда интересно проходят мастер-классы по организации семейного досуга. Всем запомнились конкурс салатов, где участники проявили недюжинную фантазию, праздник урожая, уроки рукоделия и многое другое. В октябре нынешнего года успешно прошел дебют трех наших приемных мам: Л.М. Обуховой, Ф.М. Вербицкой и Н.М. Радушкиной в краевом конкурсе среди клубов замещающих семей. Они стали победительницами в номинации «Тесные семейные узы».

Также по просьбам родителей и в зависимости от темы заседания в занятиях клуба порой принимают участие узкие специалисты, закрепленные за службой сопровождения. Это юрисконсульт, который разъясняет все вопросы, касающиеся жилья опекаемых детей, положенных им алиментов, льгот. Врач-педиатр оказывает помощь в случае, если у семьи нет возможности попасть в районную больницу. За год у нас проходит в среднем до шести заседаний, и вся работа направлена на то, чтобы объединить наши приемные семьи, чтобы они, делясь опытом, помогали друг другу».

Воспитание детей — непростая и, наверное, по степени ответственности, стоящая на первом месте работа. Далеко не каждому она приходится по силам. Недавно мы провели на сайте «Вяземских вестей» социальный опрос на тему: могли бы вы усыновить ребенка? Из 72 проголосовавших жителей нашего района большинство (86%) ответило отрицательно. Причем 33 человека мотивировали свой отказ недостатком средств или отсутствием жилищных условий, 29 вяземцев честно признались, что не смогли бы полюбить чужого ребенка. «И это правильно, — соглашаются специалисты службы подготовки и сопровождения приемных семей, — в нашем деле лучше 100, а порой и все 200 раз отмерить и только один раз отрезать».

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *