Жемчужина России

…«Вновь, вновь золото манит нас», — кто-то прокричал слова известной песни из кинофильма «Золото Маккенны», ужасно перевирая мотив. Радость на лицах общая, от того, что мы идем к горе «Синюха», одной из составляющих эмблемы нашего района, и что позади это тревожное состояние неопределенности — когда «да» и «нет» равны, и что с одного четверга поход по уважительным причинам был перенесен «на следующий четверг», то есть на шестое августа. Сфотографировавшись всей группой вместе с водителем автобуса А.Н. Гриневым, держа в руках вымпел, группа в составе 18 человек легко и радостно пошагала от промытой через дорогу канавы к повороту на тропу.

Через каких-то 5 минут мы все были мокрыми по колено от обильной росы, подсказывающей нам то, что днем дождя не будет. Роман Шеленговский снимает «видео» в самых интересных, динамичных, рекламных местах.

Под пологом леса прохладнее, чем на дороге, ветра еще нет, а облака движутся, потому что мы идем.

Первый приток Кузинки. Воды чуть-чуть, ведь после тайфуна прошло 16 дней. Его следы — собранные кучами на зимнике сучья и трава. И склона-то почти нет. Значит, какой силы и продолжительности был ливень.

Еще час идем. Последний ключик на нашем пути. Отдыхаем 10 минут. Набираем воды в пустые бутылки, смотрим на шнурки, из лещины делаем себе палочки высотой до плеч, что бы было легче идти, — ведь теперь наш путь по тайге, по затескам, по водоразделу будет круче.

Комара и овода стало меньше, воздух суше. Идем по еле обозначенной тропе, ориентируясь на затески, ломаем маленькие кустики, расширяя тропу.

«А долго еще идти? А сколько еще идти?» — спрашивали ребята. Догадываюсь — уставать стали, которые поменьше. Самый юный — Сережа — ученик 5 класса. Потом шестиклассница Марина, ну а остальные постарше и по виду покрепче.

Отвечаю: еще часа полтора. Отдыхаем около липы, диаметр которой 90-100 см, фотографируемся рядом с ней, чтобы можно было видеть ее мощь. Встречаются кедры, тоже диаметром за 90 см. Исполины! Нетронутая тайга.

Попросил Олега Лескова идти первым и подновлять затески, а ребят — идти друг за другом, чтобы набивать тропу и также надламывать ветки, чтобы тропа была более заметной. Читаю ребятам стихи:

Когда я на вершину

заберусь,

Устало с потных плеч

рюкзак снимая,

То громко крикну

сам себе: «Не трусь!»

Что впереди

еще тропа крутая!

Наконец-то, мы на отстое!

Радости нет предела! Погода, видимость, город, Уссури, волны тайги, ветерок… Все смешалось.

«Ребята, отдыхаем, поправляем одежду, фотографируемся с вымпелом, Рома Шеленговский снимает.»

Можно прилечь, благо земля теплая, и распрямить спину. Бездонное небо, плывущие стайками облака снимают усталость. Грудная клетка, сердце остывают, как атомный реактор…

Рассуждаем, что такое Родина? Это мы, люди, живущие на этой вяземской земле, и мы должны заботиться друг о друге, не спрашивая, насколько я тебе помог и даже забыв об этом. С благодарностью нужно сказать «Спасибо» тому, кто выручил тебя делом…

После обеда И. Загуменный заиграл мелодию тибетских лам (я, возможно, ошибаюсь). Ребята были очарованы. Потом говорили о смысле и сути жизни, и как преодолевать себя и собственное «Я».

И мы пришли к выводу, что Природа — это лучшая из книг, написанная на особом языке, и язык этот надо изучать.

Но часы, бегут, как счетчик коммунальный. Пять минут на сборы. Убрали мусор, сказали «До свидания» биваку и вышли еще раз попрощаться на отстой. Рома по кругу ведет видеокамерой, а я читаю:

«И если жизнь

мне заново начать,

Я стал бы на земле

простым лесничим,

Чтоб эту зелень

на руках качать,

Наполненную

ликованьем птичьим».

Спускались тоже несколько часов. Когда я вошел в автобус, то проведя пальцем у шеи, сказал Андрею: «Нахлебались досыта! Слава тебе, Господи!» Он нас ждал «лишних» два часа. По карте м 1:100000 я прикинул: прошли мы примерно 15 км. В салоне на капоте у него было набито более сотни оводов, они и нам давали жару, ведь выходили мы в самое пекло, в самую жару. Но… вывод один на всех:

И куда б нас черти

Юрий Мурашкин
Отклики:

Красота неописуемая

Вчера я первый раз ходил на гору Синюху. Поначалу путь казался легким, видимо, потому что я очень хотел взглянуть на город сверху.

Взобравшись на нужное место, все смогли увидеть лес сверху. Сделав привал, мы пошли обратно другим путем. Красота леса была невообразима. Выйдя на поляну, а затем на дорогу, мы сели в автобус и поехали домой. Хоть я и устал, но был доволен таким походом.

Максим Лещев, 15 лет.

Проверка духа

Поход на сопку Синюху стал для меня настоящей проверкой духа. Было тяжело идти к назначенной цели, но, достигнув ее, понимаешь, что все старания и силы были потрачены не напрасно.

Марина Юсупова, 14 лет (с.Шереметьево)
Чистая родниковая вода

Во время похода на сопку Синюху, в лесу мы увидели множество разных ключей с чистой родниковой водой, неповреждённых человеком. Мне понравилось наблюдать за природой наших лесов и гор. Однако на обратном пути мне было немного тяжело, так как было мало протоптанных троп. Нам приходилось переползать через упавшие деревья, пробираться сквозь лианы, ветки, крапиву и т.д. Но этот поход мне понравился, и я остался доволен.

Дима Лесков, 13 лет.
Грибы похожи на ракушки

Мне очень понравился поход на Синюху. Больше всего мне понравились виды с Синюхи. Вид с сопки был отличный. Поначалу было легко, а на обратном пути потруднее. Мы видели три родника, змею. Роман Шеленговский, он студент в техникуме — 4 курс, снимал нас на камеру.

Юрий Александрович читал стихи. Автобус подвозил нас до куда мог и забирал у ЛЭП. По пути мы шутили, ходили по каменистому роднику, собирали грибы под названием ильмовики и видели грибы крутовики, похожие на большие ракушки. Набирали воду из родников.

Егор Лесков, 9 лет
Преодолевали свои слабости

Для кого-то поход на природу — это активный отдых, познание природы, своей Родины. Для ребят из клуба «Воин» — это ещё и часть учебно-тренировочного плана.

Познание боевых единоборств, подобно восхождению на вершину горы — с каждым шагом всё труднее.

Ученики встречаются с реально существующими, а не искусственно созданными препятствиями, учатся преодолевать свои слабости. И если им в дальнейшей жизни придётся встретиться с трудностями, то они будут к ним подготовлены самой Матушкой Природой.

Очень символично, что встречи с природой очень часто у ребят из клуба «Воин» проходят совместно с работниками и студентами Вяземского лесхоза-техникума, а это значит, что детей ожидает встреча с интересными людьми, по-настоящему любящими природу, а, значит, и свою Родину.

Олег Лесков,

руководитель клуба «Воин»

Море эмоций и заряд энергии

Выражаю огромную благодарность Юрию Александровичу Мурашкину за чудесный незабываемый поход, а также всем тем, кто решил поддержать эту замечательную идею, а именно: О.П. Лескову, И.С. Загуменному — преподавателю геодезии, А.Н. Гриневу — водителю автобуса ВЛТ, Роману Шеленговскому- студенту ВЛТ, И. Михалеву, А. Носуличу и воспитанникам клуба «Воин».

Тайга, хорошие люди, таежный воздух, ключевая вода и море позитива! Погода выдалась идеальной — без дождя и сумасшедшего ветра. Стоило только зайти в лес, как окружающая природа тут же околдовала меня. Когда попадаешь в лес, забываешь обо всех проблемах, ты просто не можешь оставаться равнодушным к той непередаваемой грациозной красоте Дальневосточной тайги и понимаешь, как прекрасна жизнь, сколько красивых мест есть у нас в России совсем рядом с нами. Для этого не обязательно лететь за границу. В таком походе отдыхаешь телом и душой в объятьях великолепной истинно русской природы, даже несмотря на все трудности долгой дороги. Поднявшись на вершину сопки, на которую поднимаюсь не в первый раз, взору открылся просто завораживающий вид, было здорово снова увидеть родной город с этой точки. Пообедав и выпив согретого на костре чая, наш путь продолжался дальше. Для того, чтобы почувствовать неиссякаемую энергию Дальневосточной тайги, надо ее ощутить на себе лично, не передашь ее одними словами и фотографиями. Нетронутая природа, воздух, окружающие тебя люди, чистые родники, облака, сопка — придают состояние полета и свободы от повседневной жизни.

В душе остались теплые и приятные ощущения от того, что есть еще неравнодушные люди, что они делают что-то важное, что-то доброе, о чем будешь еще долгое время вспоминать и рассказывать своим друзьям и близким. Ничего бы этого не было без собственного желания и рвения каждого добиться чего-то большего в своих начинаниях.

Лично я получила море эмоций и заряд энергии, а тишина, спокойствие и красота тайги оставили непередаваемые впечатления, которые тянут вернуться туда снова.