Безопасность в продуктовой корзине

krugstol1.jpg

Поговорить о роли экологически чистых продуктов в нашей жизни «Вяземские вести» пригласили за круглый стол заместителя начальника отдела сельского хозяйства, продовольствия и развития крестьянско-фермерских хозяйств администрации района Владимира Алексеевича Канакова, главу крестьянско-фермерского хозяйства Марину Яковлевну Шляпину, предпринимателя Игоря Валентиновича Андриянова, руководителя клуба «Разумное земледелие» Владимира Григорьевича Даниленко и представителей клуба Валентину Степановну Павлову и Татьяну Васильевну Мальцеву.

В. А. Канаков: В Вяземском районе числится 7460 личных подсобных хозяйств, 91 крестьянско-фермерское хозяйство. В целом малые формы хозяйствования производят 33% от всей валовой продукции в районе. Кроме того, работают 4 кооператива, которые вносят лепту в продовольственную безопасность района.

Хотелось бы отметить прогресс в развитии малых форм хозяйствования по сравнению с крупными сельхозпредприятиями. Желание у людей работать на земле есть, поддержка со стороны района существенная, люди это почувствовали. Этому способствовала действующая программа поддержки сельского хозяйства в Вяземском районе.

Сейчас мы занимаемся подготовкой новой программы на 2014-2020 годы. В том числе поставлена задача разработать муниципальную программу развития садово-огороднических товариществ и других некоммерческих организаций, чтобы район мог оказывать помощь и этой категории.

Сегодня у нас существует клуб «Разумное земледелие», который занимается разумным, а именно экологическим земледелием. Он котируется в районе, в крае, и предложения, пожелания, которые исходят от клуба при подготовке программы, мы тоже готовы учесть.

И.В. Андриянов: Магазин самообслуживания «Ромашка» заключил договоры с фермерами, пчеловодами, которые поставляют на прилавки магазина продукты сельского хозяйства, даже частично переработанные — соленые помидоры, огурцы, капусту. В летнее время фермер поставлял помидоры, огурцы, другую овощную продукцию. Местным производителям идем на встречу. Единственное пожелание к мелким производителям — качество продукции и внешний вид. Люди желают сдать картофель, но грязный мы принять не можем, чтобы выставить на прилавок, он должен пройти обработку.

Мы готовы поместить на прилавках такую продукцию, как, например, белую и красную смородину, клубнику, малину местного производства. У нас есть обременение на землю. Сейчас закладываем строительство открытого рынка на территории парковки и весной здесь планируем бесплатно предоставлять места нашим сельхозпроизводителям, садоводам.

На сельскохозяйственную непереработанную продукцию достаточно удостоверения качества. На переработанную продукцию должен быть сертификат.

М.Я. Шляпина: Основная моя деятельность — это животноводство. Но растениеводство не могу упускать из вида, проживая в сельской местности. Тем более, что это одно из звеньев моего хозяйства.

Если что-то востребовано на рынке, мы тоже готовы двигаться и в этом направлении. Приобрели теплицу, отдали документы на субсидирование, район помог, возместил затраты. По объему продукции, которую можно вырастить, заложили большой погреб, чтобы хранить овощи до реализации, купили емкости.

Но у меня возникает вопрос: как разграничить, как донести до покупателя эту грань, где китайский товар, где экологически чистый, выращенный на приусадебных участках, а где «искусственный» и вредный для здоровья?

Я, например, хочу купить вареную колбасу, которая будет напоминать мне вкус детства, но где гарантия, что эта та колбаса, где гарантия, что это та картошка, что это те огурцы?

В.А. Канаков: Сегодня торговые сети Хабаровска практикуют открытие фермерских отделов. Они выставляют определенные требования: наличие сертификата на переработанную продукцию, документы, подтверждающие отсутствие нитратов в овощах с вашего участка, и так далее. Вот разграничение — фермерский отдел, там китайского товара не будет.

Что касается рынка, этот вопрос тоже решается. То, что мы китайский товар с рынка не можем убрать, или не пустить торговать овощами фермеров с Приморья или из района имени Лазо, такого закона нет. А по принципу хабаровского опыта, человек приходит к нам в администрацию и записывается, чтобы поехать на ярмарку выходного дня. Мы знаем, что у него есть земельный участок. Эта работа может быть организована и здесь. Тех, кто торгует на нашем рынке у виадука, не так много, это наши люди. Необходима справка, пожалуйста, приходите.

Но нельзя не учитывать, что доходы нашего населения таковы, что они не позволяют за 40 рублей покупать картофель, будут покупать его за 25-30, это дело хозяйское.

И.В. Андриянов: И нужно принимать во внимание внешний вид продукции. Первую осень мы работали с вяземскими фермерами. Китайский фасованный перец как на картинке, а от нашего производителя лежит рядом и цена несколько ниже китайского, но берут китайский. Мы не можем заставить людей что-то брать, они покупают то, что им нравится.

Т.В. Мальцева: Я недавно была в Жаохэ, к своему удивлению в магазине наблюдала прилавки, где вся продукция некрасивая, нефасованная, грязная, немытая, но ее покупают, потому что экологически чистая. А красивые овощи и фрукты, которые букашка есть не будет, потому что там нитраты, отправляют к нам.

Используя технологии, которые мы сегодня практикуем в клубе «Разумное земледелие», можно на меньших площадях с меньшими механическими затратами, меньшими физическими затратами получать большие урожаи и насыщать рынок экологической продукцией.

В.Г. Даниленко: Так как человека не заставишь покупать, его не заставишь и производить. А производить можно разными путями. Можно традиционным способом, применяя в большом количестве химию. Все красивое, большое. Труда меньше, доход больше.

Мы же хотим, чтобы появился сегмент натурального продукта, продукта с приставкой био. Это совершенно иная технология. Она непростая, она затратная, трудоемкая. Но на выходе действительно качественный продукт. Когда в клубе отработали эту технологию, когда в результате появились излишки, мы стали предлагать их на рынок. Но сегодня очень обидно, когда мы стоим в ряду с китайской продукцией, и в Хабаровске, и в Вяземском каждому должны объяснять, что это не китайское, а со своего огорода.

Если говорить о востребованности экологической продукции, то в итоге трехлетнего пребывания на ярмарке у нас появился определенный круг своих покупателей, которые не торгуются, не спрашивают цену.

Это говорит о том, что не только от китайской, но и от фермерской продукции люди устали. Из нашего опыта точно скажу, у многих фермеров, торгующих на ярмарке выходного дня, на 100 килограммов своей продукции, тонна китайской с базы.

Поэтому наша задача, определиться в методике, чтобы получить на выходе такую ситуацию: я вырастил по экологической технологии, согласно разработанной методике овощи, ягоду, получил бренд и с этим брендом я пошел на рынок или в торговую сеть, где мне удобно.

Что мы предлагаем. Во-первых, нужно обследовать почву. Такую экспертизу проводят в Хабаровске — дорогостоящая процедура. Во-вторых, я должен защитить свою технологию публично, как это делали на сельском инвестиционном форуме. Я должен на презентации показать, что химию не применяем, что используем такие-то технологии, приемы. Готовую продукцию должен везти в Хабаровск на экспертизу. На каждый вид нужно получить результаты экспертизы, это тоже затратная процедура, тем более, если частник выращивает несколько видов. С этими результатами еду в другую контору, где выдают сертификат соответствия.

На уровне района мы предлагаем создать комиссию, которая компетентно могла бы принять решение о предоставлении бренда экологически чистого продукта и решить вопрос предоставления помощи в прохождении тех процедур, о чем сказал выше. Цепочка непростая и требует финансовых вложений.

Возможно, на уровне района можно разработать пилотный проект, тем более, что на государственном уровне, как мне известно, по этому направлению готовятся законопроекты. Нам бы хотелось, чтобы на ярмарке выходного дня выделили место, где было обозначено: «Здесь реализуется экопродукция», чтобы нас не ставили в разные места между торговцами китайскими овощами, а чтобы люди целенаправленно шли к этому месту.

Возможно, экологическую продукцию предложат направлять в школы, детские сады, больницы, чтобы дать здоровое питание, как молодым, так и старикам. Но эко продукция конечно дороже. Мог бы бюджет компенсировать эту разницу производителям? Ведь без руководящего начала со стороны районных властей данная схема не получит развития.

В.С. Павлова: Технология производства экопродукци у нас отработана. Химикатами овощи мы не обрабатываем. Наша основа для выращивания картофеля — компостные кучи плюс зола, яичная скорлупа и луковая шелуха. Обработки растений производим настоями из трав, практически, никакой химии. В земле «работают» калифорнийские черви.

Последний перец я продавала в Хабаровске по 40 рублей, а соседка из Лазо по 20, у меня очередь выстроилась, все потому что лазовский перец был закуплен давно, она им все лето торговала, и вид у перца на тот период стал не товарным.

И.В. Андриянов: Я все лето возил китайские овощи, которые расходились в лёт. Пусть на наших прилавках будет продукция клуба «Разумное земледелие». Я возьму на реализацию овощи по той цене, какую вы скажете, цены я не диктую. Но будут ли их покупать по такой цене? И, конечно же, нужна регулярность в поставках.

В.Г. Даниленко: Наша цель отработать методику, чтобы отсечь некачественный продукт. Даже наши некоторые огородники на рынке продают перекупленные овощи. Бренд, о котором я говорил, должен четко гарантировать, что ты предлагаешь биопродукт, что он соответствует этому названию. Мы готовы клубом отработать эту методику и выдать ее на рассмотрение в виде проекта, гранта с элементами поддержки районных властей, в том числе с финансовой поддержкой. Мы готовы не только продвинуть саму идею, но и отработать составляющие этого процесса.

В.А. Канаков: Сегодня не стоит вопрос реализации, сегодня действуют ярмарки, выставки, конкурсы. Вопрос никто о реализации не ставит. Идея клуба «Разумного земледелия» имеет место быть. Со своей стороны мы просим представить свои предложения в администрацию. При подготовке программы поддержки сельского хозяйства постараемся учесть предложения. С другой стороны, чтобы оказать кому-то поддержку, мы объявляем конкурс, предоставляются бизнес планы. Как быть с вашей организацией, она ведь юридически не оформлена?

И.В. Андриянов: На мой взгляд, самая главная защита бренда, это когда продукция выращена правильно, имеет замечательные вкусовые качества, несравнимые с китайским продуктом. Люди, попробовав такие овощи, будут покупать их впредь. В районе много людей, которые не используют химию и продают свою продукцию кому как придется. Мы все патриоты своего района и, думаю, в будущем будем больше продавать местной продукции. Но только нужно, чтобы этот процесс не был стихийным, кто-то должен его регулировать.

Записала Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *